Совесть поставщика - на совести заказчика
29 июля 2008 года
В федеральном Реестре недобросовестных поставщиков уже больше тысячи фирм. Среди них, как сообщили в четверг "ВК" в Управлении ФАС по РТ, - 23 предприятия, чьи кандидатуры были внесены в список за грехи перед татарстанскими государственными и муниципальными заказчиками. 19 из них - из Татарстана, в частности, 10 - из Казани. Причем два казанских ООО буквально за считаные дни успели попасть в реестр по два раза. В этих, как и в подавляющем большинстве остальных, случаях недобросовестность выражалась в "уклонении победителя конкурса от заключения контракта". Тут обычно можно констатировать, что у несостоявшихся поставщиков плохо даже не столько с совестью, сколько с элементарной арифметикой: ради победы в битве за право поставки обещают самую низкую цену, а когда оказывается, что за эту цену нужно еще и что-то делать... да ну их на фиг, эти деньги!
Лишь в двух случаях из 23 речь идет о контракте заключенном, но впоследствии расторгнутом. Контракт на поставку оргтехники нижнекамским ООО "Фиксон" расторг суд, а с Торговым домом "Челны-Хлеб" муниципальный заказчик разошелся по взаимному согласию - в связи, опять же, "с невозможностью поставки без изменения цены"...
Включение поставщика в реестр недобросовестных предполагает, что в ближайшие два года его к гос- и муниципальным заказам не подпустят.
Ведение ФАС подобного реестра предусмотрено Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако закон был принят еще в 2005 году, а до утверждения порядка ведения реестра у федерального правительства руки дошли лишь в мае 2007-го. Когда закон есть, а порядка нет - эта ситуация настолько обычна для нашего Отечества, что она не пугает органы власти на местах, а, наоборот, будит в них творческую инициативу.
Еще в 2006 году на сайте Дирекции муниципального заказа Казани стали вести подобный реестр, говорит директор этого муниципального учреждения Рафаэль Багаутдинов:
- Нужно было как-то создавать информационную базу, чтобы навести порядок с муниципальными заказами. С нашей стороны это была, можно сказать, самодеятельность - отсечь недобросовестного поставщика от участия в следующих конкурсах включение в этот наш реестр не могло. Просто список висел на нашем сайте и назывался, кстати, не реестром недобросовестных поставщиков, а перечнем организаций, не исполняющих своих обязательств по конкретным договорам. И, насколько я помню, ни одна из включенных в него фирм больше не заявлялась на конкурсы.
Вот она, великая сила напечатанного слова - оно в нашей стране способно с успехом заменить закон! Еще раньше эту воспитательную методику испытали в Агентстве по госзаказу РТ. Официальных претензий по его "перечню организаций" не было, вспоминает гендиректор агентства Яков Геллер:
- А вот реакция была: одни что-то делали, чтобы реально исправить положение, другие пытались воздействовать на меня разными рычагами, чтобы их убрали из списка. Но мы "вешали" всю историю заказа, так что оспорить это, по существу, было невозможно.
Когда в 2007 г. ФАС России стал наконец вести официальный реестр, казанская "самодеятельность" была свернута. Однако по прошествии почти года специалисты по гос- и муниципальному заказу в Татарстане пришли к общему мнению, что федеральный реестр пока не проявил себя как эффективная мера.
Во-первых, он доступен лишь на официальном сайте ФАС России (в УФАС по РТ "ВК" объяснили, что сайт татарстанского подразделения еще не поддерживает функцию отображения региональной части этого реестра), а обнаружить среди тысячи перечисленных там фирм искомую - дело непростое. Мне лично не удалось осуществить там даже поиск по региону, зато при "ручном" поиске удалось обнаружить следующие адреса поставщиков: "Татарстан, г. Сыктывкар" и "Самарская обл., г. Казань"...
И в Казани решили вернуться к практике ведения собственного реестра - этот хотя бы всегда будет перед глазами муниципальных заказчиков. Кстати, их роль в процессе получения не того, что заказано, и не в надлежащий срок - далеко не всегда роль пострадавшей стороны.
Дело, как объясняет Рафаэль Багаутдинов, "в особенностях нашей экономики". Ведь любой контракт предполагает обязательства взаимные: не только что работа будет исполнена к такому-то числу, но и что аванс придет в определенный день, а положа руку на сердце, мало кто может привести пример своевременной уплаты денег гос- и муниципальными заказчиками. Национальный обычай, ничего не поделаешь. Поэтому, если действовать по закону, получается замкнутый круг: предъявляешь претензию по поводу несоблюдения сроков исполнения работ - получаешь претензию по поводу несоблюдения сроков авансирования... Я - недобросовестный поставщик, зато ты, уж не обессудь, - недобросовестный заказчик!
Что касается качества поставок, которое фигурирует то в анекдотах, то в актах Счетной палаты РТ, глава казанской дирекции приводит убойный довод: "А вот когда мы заказываем для себя, у нас никогда не бывает, чтобы столы или компьютеры пришли не те, что нужно! Все дело в том, как сформулировано техзадание". Потому что если нужно, к примеру, заказать нормальные мячи для спортшкол, то их техническая характеристика должна занимать чуть не страницу: название материала покрытия, его толщина, особенности строчки... Так, чтобы в итоге и не мог получиться продукт классом ниже "Адидаса" (а не то одноразовое дерьмо, поставку которого по нацпроекту развития образования констатировала в прошлом году Счетная палата РТ).
- Один из способов распределения контрактов между "своими" - назначение нереальной даты поставки, - Яков Геллер добавляет свою информацию в копилку опыта взаимоотношений между госзаказчиками и частными поставщиками, приносящего, кроме их взаимного удовлетворения, нарушение сроков и качества поставок.
Он процитировал "ВК" свежее письмо руководителя татарстанского научного учреждения главе Минобрнауки РТ. Академик пишет министру, что 29 мая проводился аукцион по министерскому заказу на разработку и изготовление макета учебника татарского языка на условии, что работа будет сдана 20 июля, так что руководимое им научное учреждение, даже обладая необходимыми наработками, сочло для себя нереальным такие сроки и снялось с конкурса. И что же узнали ученые мужи всего за неделю до установленного срока? Что у выигравшего аукцион конкурента проекта нет даже в эскизе...
Разумеется, открытый конкурсный доступ к получению гос- и муниципальному заказу - это идеал... но и идеал, адаптируясь к нашей реальности, способен выглядеть диковато. Когда (это пример из федерального реестра) индивидуальные предпринимательницы из Казани, имеющие квартиру в качестве офиса, выигрывают тендеры на техобслуживание прачечной огромного Межрегионального клинико-диагностического центра и на поставку звукоусилительной аппаратуры для МВД РТ - это, конечно, способно вызвать гордость за женщин в русских селеньях, но все же больше вызывает сомнения в разумности норм госзаказа.
Впрочем, как говорит глава Дирекции муниципального заказа Казани, на городском уровне "поставка товаров" и "оказание услуг" - сейчас сфера относительно урегулированная, больших неприятностей здесь уже не бывает. А вот в сфере "выполнения работ" - речь идет главным образом о строительных работах - городская власть утверждает, что федеральному законодательству не хватает норм о квалификационном отборе исполнителей.
Ведь Универсиада считай на носу! Перед строителями маячат заманчивые образы дорогих объектов, а перед заказчиками - трагическая истина, что любой объект в России к концу строительства стоит не столько, за сколько его обещали построить, а намного, намного дороже... и еще слава богу, если построят в срок! Пока, по словам Рафаэля Багаутдинова, есть единственная законная преграда для доступа к этим заказам: фирма, претендующая на возведения объекта стоимостью свыше 50 млн. рублей, должна представить информацию, что уже выполняла работы стоимостью не менее 20 процентов этой суммы.
Поскольку объекты Универсиады будут, вероятно, намного дороже, в Татарстане, вероятно, найдется не много подходящих строительных организаций, предполагает г-н Багаутдинов (до сих пор до 85 процентов муниципальных заказов размещалось среди казанских организаций). Скорее всего, о своем намерении участвовать заявят крупные фирмы из Москвы. Тем более что сейчас городская и республиканская власти заняты лоббированием специального федерального финансирования "под Универсиаду", а вместе с федеральными деньгами захотят прийти и федеральные структуры. Так что вовсе не исключено, что и конкурсы на исполнение работ будут проводиться в Москве...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"